Организация работы с детьми раннего возраста должна быть
построена с учетом особенностей данного возраста.
Первой особенностью детей раннего
возраста является крепкая привязанность к родителям, прежде всего к мамам.
Специалисты по пери- и постнатальной психологии утверждают, что до 2,5-3 лет
ребенок не должен находиться без мамы более 4-х часов подряд, поскольку
возникает опасность материнской депривации. А если она сопровождается еще
эмоциональной, моторной и другими видами депривации, то ситуация взросления,
развития может быть сильно осложнена.
Вторая особенность раннего
возраста связана с поведением взрослого в ситуации взаимодействия,
взаимоотношений с детьми этого возраста. Здесь очень высока степень
ответственности взрослого за всю систему воздействия на ребенка, ее содержания,
предвидения конечного результата любого действия, поскольку важнейшими
психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и
наглядно-действенное мышления, овладение предметной деятельностью, развитие
которых идет в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Третьей особенностью является то,
что высокая степень зависимости от взрослого уже сопряжена с первым
предкризисным состоянием «Я – сам», «Я – хороший». Природная любознательность
сталкивается с препятствием – ограниченными возможностями во всех видах
деятельности: игре, познании окружающего мира, удовлетворении все расширяющихся
потребностей.
Отставание в развитии речи в
данный период еще более осложняет процесс становления личности ребенка.
Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда
последствий недоразвития речи. Это может быть нарушение процесса общения и обусловленные
им трудности адаптации в детском коллективе, вторичная задержка познавательной
деятельности.
Важным условием развития ребенка
является эмоциональное благополучие, которое тесно сопряжено с познавательной
деятельностью, формированием речи, взаимоотношениями со взрослыми в ДОУ и
семье.
Из-за несогласованности взглядов
на воспитание, непоследовательности требований взрослых у малыша возникает
раздражительность, нервозность, упрямство, а ограничения стремлений ребенка
создают искусственно основы для плохого эмоционального состояния.
Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет
В возрасте от 3 до 4 лет темп
физического развития несколько замедляется, вес в среднем увеличивается на 1,5
– 2 кг ,
рост на 4-6 см ,
происходит интенсивное окостенение скелета. Дальнейшее развитие нервной системы
продолжается, однако ее работоспособность еще ниже, чем у более старших детей.
Умственная нагрузка, обилие впечатлений быстро утомляют ребенка, приводит к
перевозбуждению. Звукопроизношение еще нечистое, высказывания многословны, но
не последовательны. У детей данного возраста развивается воображение: ребёнок
создает игровой образ, рисунок, постройку из кубиков вначале од влиянием
указаний взрослых, а затем самостоятельно. Дети очень впечатлительны, мышление
носит еще конкретный , образный характер. Но все эти особенности на протяжении
года благодаря воспитательному воздействию могут изменяться.
Большое значение в этом возрасте
приобретает закаливание детского организма, ребенка приучают гулять ежедневно
по 3-4 часа за исключением очень морозной
и дождливой погоды. С детьми нужно проводить утреннюю гимнастику,
которая стоит из 2-3 упражнений, которые повторяют 3-4 раза. Детям этого
возраста нужно прививать культурно-гигиенические навыки – это одна из важных
задач. Дети должны самостоятельно мыть руки, засучивать рукава, насухо
вытираться, есть самостоятельно и аккуратно, правильно держать ложку,
пользоваться салфеткой, самостоятельно снимать белье, платье, обувь в
определенной последовательности, ставить их на место, убирать игровой материал
после игр на место, бережно обращаться с игрушками, мебелью. Дети должны
участвовать в поддержании порядка в группе и на учении, вместе со взрослыми
накрывать на стол, поливать комнатные растения, вытирать большие листья у
цветов и т.д. Ребенок нуждается еще в большой помощи, но помогать ему нужно
только в случае необходимости.
Большое место в режиме дня
отводится игре, все свободное время должно предоставляться детям для активной
самостоятельной деятельности, кроме игр с игрушками, нужно давать игрушки,
знакомящие детей с основными цветами(красный, синий, зеленый, желтый) через
игру с пирамидками, матрешками, кольцами. Игры с разрезными картинками ,
разрезанными на 4-6 частей. У детей нужно формировать представления( много,
мало, один, два).
С детьми 4-го года жизни можно
заниматься в течение 7-20
минут. Необходимо развивать речь, движения у детей, учить детей любить музыку,
петь несложные песни и выполнять несложные танцевальные движения, учить пользоваться
карандашом, глиной. Детей этой группы необходимо учить правильно произносить
звуки и слова, учить говорить предложениями, воспитывать любовь к книге;
рассказывать детям сказки, короткие стихи, знакомить с окружающим: с природой,
животными(кошка, собака, лошадь, корова), с общественной жизнью (флаг,
праздники). Знакомить детей с представлениями о пространстве(близко, далеко,
здесь, там), временем(утро, вечер, сегодня, завтра).
В этом возрасте нужно развивать у
детей движения: совершенствовать бег, ходьбу, лазание, бросание, воспитывать
правильную осанку. У воспитанников необходимо развивать интерес к рисованию,
лепке, учить детей рисовать дорожки, ленточки, закругление, зигзагообразные
линии, учить детей действовать с глиной(отрывать кусочек, мять, раскатывать).
Особенности развития и воспитания детей о 4 до 5 лет.
Поведение 4-летнего ребенка лучше
всего описывает фраза «как с цепи сорвался». Его движения порывисты и резки, он
стремится ударить, толкнуть, перевернуть. Речевое поведение подстать
двигательному: избыток преувеличений, речь насыщена восклицаниями . Дети этого
возраста любят играть вместе, друзья для них важнее, чем для трехлетних, но
ладить с друзьями им куда труднее. В игре четырехлетних много угроз, криков,
громких требований, восклицаний, досады, толчков и «пихания». Одна из самых
частых форм общения – безудержное хвастовство. Четырехлетний груб, резок, прям,
неделикатен – его не интересуют чувства других людей. Он пререкается, спорит с
другими детьми, может стать воинственно-драчливым. Переживает эмоциональные
крайности: то неистово буен и шумлив, то застенчив и робок.
Ребенок 4-х лет проявляет большой
интерес к языку: он очарован словами, их звучанием, любит сочинять
бессмысленные слова, которые обозначают «запретные» части тела и «туалетные»
действия. Он обнаруживает, что «туалетные» слова шокируют взрослых, особенно
если в доме гости. Сделав такое открытие, он не приминет им воспользоваться.
При этом он может разразиться хохотом – так ему веселее. Лучше всего не замечать
такие проказы. Если поднимать шум, ребёнок сообразит, что в его руках мощное
оружие воздействия на родителей, верный способ привлечь внимание к себе, и
тогда период употребления «грязных слов» будет лишь продлен.Если же не обращать
внимания на эти «издержки роста», то перестанет употреблять эти слова к пяти годам.
Речевую активность ребёнка можно
направить в созидательное русло – играть с ребёнком во всякого рода словесные
игры, пользуясь его любовью к рифмовке и нелепым, бессмысленным, ничего не
значащим словам.
Четырехлетний любит изображать в
лицах(волка, зайца, кролика, персонажей, о которых ему читали или которых он
видел по телевизору). Эту склонность можно использовать, предоставив ему
возможность устроить «кукольный театр» с куклами, которые одеваются на руку.
Ребёнок в этом возрасте любит играть с кубиками, строить дома, дворцы, башни,
заборы, гаражи. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли привлекают детей этого
возраста. В куклы играют и мальчики. Чрезвычайно привлекает детей песочница и
игры с водой.
Огромная неуемная энергия ребенка
приводит к тому, что он легко переключается с одного дела на другое, не доводя
порой ни одно из них до конца, поэтому он нуждается в твердом руководстве его
деятельностью, строгим соблюдением режима дня.
Среди игр ведущее место начинает
занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом
участников. В этих играх отражаются детские впечатления, их представления об
окружающей жизни, взаимоотношения между членами семьи, труд взрослых, который
дети наблюдали дома, в детском саду, на улице, яркие радостные события, а также
впечатления, полученные от слушания сказок и рассказов.
Дети охотно выполняют трудовые
поручения, помогают взрослым, воспитатель использует игровые мотивы для достижения
детьми результатов в труде.
Усложнение деятельности и
обогащение опыта влияет на развитие всех психических процессов: внимание
приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы
преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуется зрительно,
слуховое, осязательное восприятие. Дети учатся различать довольно сложные формы
предметов, звукосочетания, выделять с помощью зрения, осязания, слуха их
отдельные элементы. Увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Развивается мышление
ребёнка: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают выделять более
существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству,
назначению. Детям становится доступным понимание простейших причинных связей в
том случае, если они имеют дело с явлениями, хорошо знакомыми им из прошлого
опыта.
К пяти годам возрастает роль коры
головного мозга в регуляции поведения. Значительно увеличивается подвижность.
Взаимоотношения детей со взрослыми усложняются , богаче становятся содержание и
формы детской деятельности. Особо важное значение имеет образование простейших
форм учебной деятельности: ребенок приобретает способность понимать задачу
поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания, определяющие не
только общие направления деятельности, но и способ действия.
Особенности развития и воспитания детей 5-6 летнего возраста.
Под влиянием наблюдений
окружающего и сенсорного воспитания у детей возникают представления о таких свойствах
предметов, как цвет, его интенсивность, форма, высота, тембр, сила музыкального
звука. Эти представления позволяют ребенку лучше ориентироваться в окружающем,
более точно выделять и оценивать особенности воспринимаемых предметов и
явлений. Восприятие приобретает более целенаправленный характер: дети могут
рассматривать изображение или предмет, обращая внимание на те детали, которые
были указаны воспитателем.
Возникает способность
произвольного запоминания. Ребенок заучивая какой-нибудь текст, намеренно его
повторяет. Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала
для практической деятельности.
Существенные сдвиги происходят в
области мышления. Ребенок засыпает взрослого вопросами: «Почему?», «Зачем»,
«Отчего», интересуясь не только ближайшими, но и более отдаленными причинами
явлений.
Развивается способность
анализировать и обобщать воспринимаемые предметы и явления, выделять и
сопоставлять их признаки(например, длину, высоту, ширину, форму, длительность),
устанавливать существующие между ними взаимоотношения последовательности,
равенства и неравенства, части и целого и т.д. Дети начинают рассуждать по
поводу наблюдаемых фактов, делать простейшие умозаключения. Они учатся выражать
в словесной форме свои мысли, замыслы, планировать свои практические и игровые
действия.
Более сложные формы общения со
взрослыми, участие в различных видах совместной деятельности, взаимопомощь в
играх и занятиях, выполнение простейших обязанностей в семье и детском саду
ведут к дальнейшему развитию волевых и моральных качеств личности, к
возникновению новых чувств.
Ребенок учится ограничивать свои
желания, представлять поставленную задачу, преодолевать несложные препятствия,
стоящие на пути ее достижения, правильно оценивать полученные результаты.
Дети могут договариваться о
последовательности действий, о распределении обязанностей между собой в
предстоящем деле. В процессе совместной игры, труда дети учатся согласовывать
свои действия, оказывать друг другу помощь.
Отчетливее проявляются элементы
творчества в рисунке, лепке, аппликации, в пении, в музыкальной игре.
Особенности развития и воспитания детей 6-7 летнего возраста.
Шесть – возраст безграничной
энергии. Каждая мышца требует движений и действий. Когда шестилетка не спит, он
двигается – бегает, ползает, тащит, карабкается, толкает, прыгает, гоняется за
кошкой или собакой. Стулья, табуретки, диванные подушки становятся для детей
прекрасным материалом для строительства крепости, полы – чтобы ползать,
кувыркаться, кататься, кровать или диван – цирковая сетка, на которой можно
подпрыгивать. Игры сопровождаются шумом и криками: «Ты убит! Я тебя застрелил!»
Ребенок изгибается, вертится волчком, крутится, принимает неестественные позы,
чем бы ни занимался. Время обеда не исключение. «Сидеть прямо» или «сидеть
спокойно» за столом для него невыносимо трудно, это просто пытка.
Он не умет экономно распределять
свои силы, набегавшись и наигравшись до изнеможения, тут же валится с ног и
засыпает.
Для шестилетнего характерны
колебания настроения. Огромное значение имеет компания сверстников – это
«стадный» возраст. Вне группы сверстников он чувствует себя нехорошо, они куда
увереннее, находясь вместе.
Дразнить для него в порядке
вещей. Ребенок должен научиться переносить насмешки и обмениваться обидными
словами, не теряя самообладания. В любом виде соревнований шестилетний не любит
проигрывать и не умеет переносить поражение с достоинством. Каждое поражение
сокрушительный удар для него. Он легко идет на нарушение правил игры, лишь бы
победить. Если же проигрывает, может дать бурную вспышку со слезами.
В это время могут появиться
навязчивые страхи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий