Подбери слово
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Взрослый говорит ребенку определение, к
которому надо подобрать как можно больше подходящих слов таким образом, чтобы
получилось словосочетание. Например: трудный ( день, урок, возраст).
Вкусный, храбрый, ленивый, шоколадный, музыкальный, солнечный, сильный,
щедрый, боевой, художественный, красивая, речной, звонкий, богатый.
Быль и небыль
Цель: тренировка скорости мышления.
Взрослый читает ребенку различные
предложения. Часть ситуаций, описанных в них, вымышлена, а часть – правдива.
Если названная ситуация реальна, ребенок должен захлопать в ладоши, а если нет,
поднять руки вверх. Игра развивает не только сообразительность, но и скорость
реакции, внимание.
В новый
дом маляр пришел, красит стены, двери, пол…
Клоун в
цирке выступает, много шуток клоун знает…
Сел
баран на пароход и поехал в огород, в огороде-то на грядке прорастают
шоколадки…
Как у
нашего Мирона на носу сидит ворона, а у дерева ерши строят гнезда из лапши…
Прекрасна
собака, живущая в будке, у ней зацветают в душе незабудки…
Кошки
не похожи на людей, кошки часто ходят без одежки…
Мама приходит с работы, мама снимает боты…
Мастерит столяр буфеты, стулья, тумбы, табуреты…
Все болезни лечит врач, он уколет – ты не плачь…
Белка в тереме живет и орешки все грызет, а орешки не простые – все
скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут…
У меня зазвонил телефон. Кто говорит? – Слон…
Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от
меня…
У леса на опушке жила Зима в избушке, она снежки солила в березовой
кадушке…
Противоположности
Цель: развитие сообразительности и расширение кругозора.
Взрослый предлагает поиграть в такую игру:
«Я буду называть тебе слово, а ты в ответ называй противоположные по смыслу,
например: большой – маленький…»
Ленивый, сильный, веселый, худой, умный, красивый, злой, медленный.
Для того чтобы это
игровое задание стало более привлекательным для детей , можно предложить им
охарактеризовать любимых сказочных героев с помощью только что названных слов.
Например: Айболит – добрый. А Карабас-Барабас? Вини-Пух? Ослик Иа-Иа? Пятачок?
Пьеро? Буратино? Мальвина?
Инопланетянин
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Взрослый «превращается» в человека,
прилетевшего с другой планеты(инопланетянина), который не понимает значения
многих слов. Ребенок должен объяснить инопланетянину, что означает каждое
слово.
Рекомендуемый набор слов: газон, асфальт, клумба, стадион, ручка,
часы, здание, бассейн, клубника, стол, чашка, собака, метро…
Что и когда происходит?
Цель: развитие
словесно-логического мышления.
Взрослый зачитывает ребенку четверостишия,
каждое из которых характеризует определённое время года. Ребенок должен
соотнести признак с конкретным временем года и вставить вместо точек
пропущенное слово.
Все дома надели шапки. Солнце греть
сильнее стало,
Малыши бегут гурьбой, … красное
настало,
Взяв коньки с собой и санки. Все купаются в пруду,
Так бывает лишь … Зреют
яблоки в саду.
Отзвенел уж звон капели, Стали дни значительно короче,
Птицы с юга прилетели. Холодней и
пасмурнее ночи,
И лягушкам – не до сна. Журавли и гуси в стаи
собираются.
Наконец пришла … Время
года … называется.
Времена года
Цель: развитие
словесно-логического мышления, умения соотносить признаки явления с конкретным
явлением.
Взрослый зачитывает детям приметы разных
времен года и просит выбрать те, которые соответствуют зиме, весне, лету,
осени.
Для наглядности можно использовать
картинки с изображением явлений природы в разное время года.
Времена года Признаки времен года
Зима
Лужи, слякоть, листопад
Осень
Земляника, жара, каникулы
Весна Подснежники, почки на деревьях
Лето
Мороз, Новый год, сосульки,
каток, санки, снег
В дополнение к этому заданию можно
попросить детей составить небольшие рассказ, например:
«Как я провел лето». «В какие
игры можно играть с друзьями зимой».
«Моя помощь бабушке и дедушке при
сборе урожая» и т.п.
Что растет на грядке?
Цель: тренировка скорости
мышления.
Взрослый зачитывает детям загадки, на
которые они должны как можно быстрее дать ответ.
Это овощ, растет в огороде,
его варят, парят, жарят, тушат. Очень любят, выкапывают, сушат. (Картофель).
Эта ягодка-красавица, сладким
вкусом, красным цветом славится. (Клубника)
Это овощ синьором зовется,
важный очень – вот-вот разорвется. (Помидор)
Горький, противный, но очень
полезный. Аптека на грядке. Растет повсеместно. (Лук)
Всю жизнь проводит в
землице, не боится холода, в розовый кафтанчик рядится.(Редиска)
Золушку фея отправила на бал
в карете большой и красивой. Раньше эта карета лежала на грядке где-то,
золотистого цвета была. Скажите как называлась она? (Тыква)
Его боятся все микробы, он
лука старший брат, его сажают осенью, ну а весной едят.(Чеснок)
Помоги Оле-Лукойе
Цель: развитие логического
мышления.
Взрослый говорит ребенку следующее:
«Добрый волшебник Оле-Лукойе нес в сказочной корзинке утро, день, вечер, ночь.
Но тут налетел злой ветер и перепутал все содержимое корзинки. Оле-Лукойе
теперь не знает, что дети делают утром, днем, вечером и ночью. Давай поможем
маленькому человечку и расскажем, чем и когда мы занимаемся».
Утро – ужинаем, ложимся спать..?
День – завтракаем, смотрим «Спокойной ночи малыши»..?
Вечер – идем в детский сад, просыпаемся, чистим зубы, умываемся…?
Ночь – обедаем, играем, гуляем…?
Мы грузили пароход…
Цель: развитие
словесно-логического мышления, умения классифицировать и обобщать .
Взрослый объясняет детям правила игры:
«Сейчас мы отправимся в плавание, с собой мы возьмем много разных вещей, я буду
называть одно слово, а вы – много слов, подходящих к нему по смыслу. Например:
«Мы грузили пароход фруктами» . А вы можете ответить: «Бананами, ананасами,
манго, виноградом, авокадо…»
Предлагаемый набор понятий: Мы грузили
пароход мебелью… овощами… посудой… растениями… птицами…инструментами…
Рассказ
Цель: развитие способностей к
установлению причинно-следственных связей, умения рассуждать.
Взрослый просит ребенка составить
небольшие рассказы, используя следующие наборы слов.
- Мальчик, лес, увидеть, птенец, гнездо.
- Ляля, мяч, плакать, малыш, отдать.
- Мама, работа, устать, Вова, посуда.
- Сережа, школа, каникулы, кататься.
- Лес, поляна, ягоды, дети, солнце.
Прежде чем приступить к выполнению этого задания,
взрослый должен объяснить ребенку, что такое рассказ. Например, рассказ – это
описание истории, реально произошедшей или придуманной, состоит из нескольких
предложений, объединенных общим смыслом. Можно прочитать ребенку несколько
коротких рассказов Л.Н.Толстого или К.Д.Ушинского. И только после того как вы
убедитесь, что ребенок понял, чего вы от него хотите, можно приступать
непосредственно к выполнению задания, то есть к составлению рассказов.
Что ты знаешь о мире, в котором живешь?
Цель: развитие кругозора.
Взрослый задает ребенку вопросы, с
помощью которых выясняется уровень его знаний и представлений об окружающем
мире, речевой запас, способность к обобщению и выделению существенных
признаков, определенный личностный опыт.
При оценивании ответов ребенка необходимо
следить за тем, понял ли он вопрос, обращается ли при затруднении за помощью к
взрослому. Высокий уровень развития словесно-логического мышления соответствует
правильным ответам на 11-12
из предложенных вопросов.
- Какие времена
года ты знаешь?
- Какие
летние(зимние, осенние, весенние) месяцы ты можешь назвать?
- Какие цветы
появляются весной первыми?
- Кого из
домашних животных человек приручил для охраны жилья?
- Как
называется страна, которой ты
живешь?
- Как
называется город, в котором ты живешь?
- Как зовут
твоих родителей?
- Сколько тебе
лет?
- Расскажи,
пожалуйста, о своем распорядке дня.
- Какие геометрические фигуры ты знаешь?
- Посчитай, пожалуйста, до 10.
- Скажи, пожалуйста, как зовут твоего
любимого сказочного героя. Какие черты характера кажутся тебе в нем
наиболее привлекательными?
- Представь, пожалуйста, что на столе стоят
2 корзины, в одну надо положить 5 овощей, в другую – 5 фруктов. Что ты
положишь в первую корзину и что во вторую?
- Почему
необходимо соблюдать правила дорожного движения? Какие правила ты знаешь?
- Автобус,
троллейбус, трамвай, автомобиль… - это …
- Что надо
делать и детям, и взрослым, чтобы быть здоровыми?
Сколько в слове букв?
Цель: развитие
быстроты мышления и внимания.
Дети сидят по кругу. Ведущий(взрослый), бросая
мяч ребенку, называет слово. Ребенок, получивший мяч, называет количество букв
в этом слове и возвращает мяч ведущему.
Варианты слов: ам, кот, дуб, сон, зима, море, мак, лето, сок, няня, село, кит, коса,
книга, бегемот, сундук.
Какой формы и из какого материала?
Цель: развитие
кругозора и сообразительности.
Взрослый предлагает ребенку описать
предмет с помощью двух характеристик – формы предмета и материала, из которого
он может быть изготовлен.
Например, вопрос: Стол – какой формы? Из
какого материала он сделан?
Возможные ответы: Прямоугольный, из
дерева. Квадратный, из металла. Круглый, из пластмассы. Треугольный, из стекла.
Зеркало – какой формы? Из какого материала
сделано?
Подушка – какой формы? Из какого
материала сделана?
Вешалка – какой формы? Из какого материала
сделана?
Часы- какой формы? Из какого материала
сделаны?
Ваза - какой формы? Из какого материала
сделана?
Печенье - какой формы? Из какого материала
сделано?
Закончи предложение
Цель: развитие
понятийного мышления, скорости мышления.
Дети сидят по кругу. Ведущий(взрослый)
кидает мяч одному из них и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч,
должен закончить это предложение. После этого он возвращает мяч ведущему. Тот,
продолжая игру, кидает мяч следующему участнику и т.д.
Примеры предложений: «Лимоны кислые, а
сахар …(сладкий)», «Кошка мяукает, а собака - …(лает)».
Днем на небе светит солнце, а ночью на небе
…
Летом жарко, а зимой …
Водитель водит машину, а летчик …
Летом можно кататься на велосипеде, а зимой
…
Врач лечит людей, а учитель…
По телевизору показывают мультфильмы, а в
книжках …
Молоко белое, а кофе …
Рыба плавает, а птица …
Сахар лежит в сахарнице, а соль в …
Писатель пишет книги, а художник …
Зимой носим сапоги, а летом…
Самолет летит, а пароход …
На полках стоят книги, а в буфете …
Футболисты играют мячом, а хоккеисты…
На клумбе растут цветы, а на грядке …
Кто знает больше всех?
Цель: развитие
интеллектуальных способностей, способностей к классификации и обобщению.
Взрослый предлагает детям к одному из
понятий( мебель, овощи, продукты, фрукты, цветы, одежда, города, реки,
транспорт, страны) подобрать слова, к нему относящиеся. Например: к понятию
«мебель» - стул, шкаф, полка, диван, стол…
Побеждает тот, кто сможет к какому-либо
понятию правильно назвать как можно больше слов. Один ребенок называет
предметы, остальные считают, сколько он назвал.
Что можно с этим делать?
Цель: развитие
мышления и сообразительности.
Взрослый называет ребенку предмет и просит
найти как можно больше вариантов его использования.
Например, можно назвать слово «газета».
Ребенок может предложить следующие варианты: сделать подзорную трубу,
смастерить пилотку, сложить кораблик…
В эту игру можно играть с группой детей:
победит тот, кто назовет наибольшее количество вариантов использования
предметов.
Примерный набор слов для игры: веревка,
кубик, палочка, мячик…
Загадочное слово
Цель: развитие скорости мышления,
расширение словарного запаса.
Дети сидят по кругу. Ведущий(взрослый)
объясняет правила игры: «Сейчас я буду называть слово, но не целиком, а только
первый слог. А вы должны отгадать, какое слово я хочу сказать». Слово «не
отгадывается» до тех пор, пока дети не назовут все возможные варианты слов.
Например, взрослый произносит первый слог: «Се». Дети предлагают варианты слов
«сено», «село», «селезень» и т.д.
Примерный набор слогов: па, ло, до, но,
за, ре, жи, мы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий