вторник, 21 августа 2018 г.

Игровые задания для развития мышления



Подбери слово
Цель: развитие словесно-логического мышления.
     Взрослый говорит ребенку определение, к которому надо подобрать как можно больше подходящих слов таким образом, чтобы получилось словосочетание. Например: трудный ( день, урок, возраст).
Вкусный, храбрый, ленивый, шоколадный, музыкальный, солнечный, сильный, щедрый, боевой, художественный, красивая, речной, звонкий, богатый.
Быль и небыль
Цель: тренировка скорости мышления.
     Взрослый читает ребенку различные предложения. Часть ситуаций, описанных в них, вымышлена, а часть – правдива. Если названная ситуация реальна, ребенок должен захлопать в ладоши, а если нет, поднять руки вверх. Игра развивает не только сообразительность, но и скорость реакции, внимание.
  В новый дом маляр пришел, красит стены, двери, пол…
  Клоун в цирке выступает, много шуток клоун знает…
  Сел баран на пароход и поехал в огород, в огороде-то на грядке прорастают шоколадки…
  Как у нашего Мирона на носу сидит ворона, а у дерева ерши строят гнезда из лапши…
  Прекрасна собака, живущая в будке, у ней зацветают в душе незабудки…
  Кошки не похожи на людей, кошки часто ходят без одежки…
  Мама приходит с работы, мама снимает боты…
  Мастерит столяр буфеты, стулья, тумбы, табуреты…
  Все болезни лечит врач, он уколет – ты не плачь…
  Белка в тереме живет и орешки все грызет, а орешки не простые – все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут…
  У меня зазвонил телефон. Кто говорит? – Слон…
   Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня…
  У леса на опушке жила Зима в избушке, она снежки солила в березовой кадушке…
Противоположности
Цель: развитие сообразительности и расширение кругозора.
     Взрослый предлагает поиграть в такую игру: «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ называй противоположные по смыслу, например: большой – маленький…»
Ленивый, сильный, веселый, худой, умный, красивый, злой, медленный.
     Для того чтобы это игровое задание стало более привлекательным для детей , можно предложить им охарактеризовать любимых сказочных героев с помощью только что названных слов. Например: Айболит – добрый. А Карабас-Барабас? Вини-Пух? Ослик Иа-Иа? Пятачок? Пьеро? Буратино? Мальвина?
Инопланетянин
Цель: развитие словесно-логического мышления.
      Взрослый «превращается» в человека, прилетевшего с другой планеты(инопланетянина), который не понимает значения многих слов. Ребенок должен объяснить инопланетянину, что означает каждое слово.
     Рекомендуемый набор слов: газон, асфальт, клумба, стадион, ручка, часы, здание, бассейн, клубника, стол, чашка, собака, метро…
Что и когда происходит?
Цель: развитие словесно-логического мышления.
     Взрослый зачитывает ребенку четверостишия, каждое из которых характеризует определённое время года. Ребенок должен соотнести признак с конкретным временем года и вставить вместо точек пропущенное слово.
Все дома надели шапки.                                  Солнце греть сильнее стало,
Малыши бегут гурьбой,                                   … красное настало,
Взяв коньки с собой и санки.                          Все купаются в пруду,
Так бывает лишь …                                         Зреют яблоки в саду.

Отзвенел уж звон капели,                            Стали дни значительно короче,
Птицы с юга прилетели.                               Холодней и пасмурнее ночи,
И лягушкам – не до сна.                               Журавли и гуси в стаи собираются.
Наконец пришла …                                       Время года … называется.
Времена года
Цель: развитие словесно-логического мышления, умения соотносить признаки явления с конкретным явлением.
     Взрослый зачитывает детям приметы разных времен года и просит выбрать те, которые соответствуют зиме, весне, лету, осени.
     Для наглядности можно использовать картинки с изображением явлений природы в разное время года.
Времена года                                          Признаки времен года
Зима                                                         Лужи, слякоть, листопад
Осень                                                       Земляника, жара, каникулы
Весна                                                       Подснежники, почки на деревьях
Лето                                                         Мороз, Новый год, сосульки,
                                                                 каток, санки, снег

       В дополнение к этому заданию можно попросить детей составить небольшие рассказ, например:
«Как я провел лето». «В какие игры можно играть с друзьями зимой».
«Моя помощь бабушке и дедушке при сборе урожая» и т.п.
Что растет на грядке?
Цель: тренировка скорости мышления.
     Взрослый зачитывает детям загадки, на которые они должны как можно быстрее дать ответ.
     Это овощ, растет в огороде, его варят, парят, жарят, тушат. Очень любят, выкапывают, сушат. (Картофель).
    Эта ягодка-красавица, сладким вкусом, красным цветом славится. (Клубника)
     Это овощ синьором зовется, важный очень – вот-вот разорвется. (Помидор)
     Горький, противный, но очень полезный. Аптека на грядке. Растет повсеместно. (Лук)
     Всю жизнь проводит в землице, не боится холода, в розовый кафтанчик рядится.(Редиска)
     Золушку фея отправила на бал в карете большой и красивой. Раньше эта карета лежала на грядке где-то, золотистого цвета была. Скажите как называлась она? (Тыква)
    Его боятся все микробы, он лука старший брат, его сажают осенью, ну а весной едят.(Чеснок)
Помоги Оле-Лукойе
Цель: развитие логического мышления.   
     Взрослый говорит ребенку следующее: «Добрый волшебник Оле-Лукойе нес в сказочной корзинке утро, день, вечер, ночь. Но тут налетел злой ветер и перепутал все содержимое корзинки. Оле-Лукойе теперь не знает, что дети делают утром, днем, вечером и ночью. Давай поможем маленькому человечку и расскажем, чем и когда мы занимаемся».
Утро – ужинаем, ложимся спать..?
День – завтракаем, смотрим «Спокойной ночи малыши»..?
Вечер – идем в детский сад, просыпаемся, чистим зубы, умываемся…?
Ночь – обедаем, играем, гуляем…?
Мы грузили пароход…
Цель: развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать и обобщать .
     Взрослый объясняет детям правила игры: «Сейчас мы отправимся в плавание, с собой мы возьмем много разных вещей, я буду называть одно слово, а вы – много слов, подходящих к нему по смыслу. Например: «Мы грузили пароход фруктами» . А вы можете ответить: «Бананами, ананасами, манго, виноградом, авокадо…»
     Предлагаемый набор понятий: Мы грузили пароход мебелью… овощами… посудой… растениями… птицами…инструментами…
Рассказ
Цель: развитие способностей к установлению причинно-следственных связей, умения рассуждать.
     Взрослый просит ребенка составить небольшие рассказы, используя следующие наборы слов.
  1. Мальчик, лес, увидеть, птенец, гнездо.
  2. Ляля, мяч, плакать, малыш, отдать.
  3. Мама, работа, устать, Вова, посуда.
  4. Сережа, школа, каникулы, кататься.
  5. Лес, поляна, ягоды, дети, солнце.
     Прежде чем приступить к выполнению этого задания, взрослый должен объяснить ребенку, что такое рассказ. Например, рассказ – это описание истории, реально произошедшей или придуманной, состоит из нескольких предложений, объединенных общим смыслом. Можно прочитать ребенку несколько коротких рассказов Л.Н.Толстого или К.Д.Ушинского. И только после того как вы убедитесь, что ребенок понял, чего вы от него хотите, можно приступать непосредственно к выполнению задания, то есть к составлению рассказов.
Что ты знаешь о мире, в котором живешь?
Цель: развитие кругозора.
      Взрослый задает ребенку вопросы, с помощью которых выясняется уровень его знаний и представлений об окружающем мире, речевой запас, способность к обобщению и выделению существенных признаков, определенный личностный опыт.
     При оценивании ответов ребенка необходимо следить за тем, понял ли он вопрос, обращается ли при затруднении за помощью к взрослому. Высокий уровень развития словесно-логического мышления соответствует правильным ответам на 11-12 из предложенных вопросов.
  1. Какие времена года ты знаешь?
  2. Какие летние(зимние, осенние, весенние) месяцы ты можешь назвать?
  3. Какие цветы появляются весной первыми?
  4. Кого из домашних животных человек приручил для охраны жилья?
  5. Как называется страна,  которой ты живешь?
  6. Как называется город, в котором ты живешь?
  7. Как зовут твоих родителей?
  8. Сколько тебе лет?
  9. Расскажи, пожалуйста, о своем распорядке дня.
  10.  Какие геометрические фигуры ты знаешь?
  11.  Посчитай, пожалуйста, до 10.
  12.  Скажи, пожалуйста, как зовут твоего любимого сказочного героя. Какие черты характера кажутся тебе в нем наиболее привлекательными?
  13.  Представь, пожалуйста, что на столе стоят 2 корзины, в одну надо положить 5 овощей, в другую – 5 фруктов. Что ты положишь в первую корзину и что во вторую?
  14. Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения? Какие правила ты знаешь?
  15. Автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль… - это …
  16. Что надо делать и детям, и взрослым, чтобы быть здоровыми?
Сколько в слове букв?
Цель: развитие быстроты мышления и внимания.
     Дети сидят по кругу. Ведущий(взрослый), бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, получивший мяч, называет количество букв в этом слове и возвращает мяч ведущему.
     Варианты слов: ам, кот, дуб, сон, зима, море, мак, лето, сок, няня, село, кит, коса, книга, бегемот, сундук.
Какой формы и из какого материала?
Цель: развитие кругозора и сообразительности.
     Взрослый предлагает ребенку описать предмет с помощью двух характеристик – формы предмета и материала, из которого он  может быть изготовлен.
     Например, вопрос: Стол – какой формы? Из какого материала он сделан?
     Возможные ответы: Прямоугольный, из дерева. Квадратный, из металла. Круглый, из пластмассы. Треугольный, из стекла.
Зеркало – какой формы? Из какого материала сделано?
Подушка – какой формы? Из какого материала  сделана?
Вешалка – какой формы? Из какого материала сделана?
Часы- какой формы? Из какого материала сделаны?
Ваза - какой формы? Из какого материала сделана?
Печенье - какой формы? Из какого материала сделано?
Закончи предложение
Цель: развитие понятийного мышления, скорости мышления.
     Дети сидят по кругу. Ведущий(взрослый) кидает мяч одному из них и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение. После этого он возвращает мяч ведущему. Тот, продолжая игру, кидает мяч следующему участнику и т.д.
     Примеры предложений: «Лимоны кислые, а сахар …(сладкий)», «Кошка мяукает, а собака - …(лает)».
Днем на небе светит солнце, а ночью на небе …
Летом жарко, а зимой …
Водитель водит машину, а летчик …
Летом можно кататься на велосипеде, а зимой …
Врач лечит людей, а учитель…
По телевизору показывают мультфильмы, а в книжках …
Молоко белое, а кофе …
Рыба плавает, а птица …
Сахар лежит в сахарнице, а соль в …
Писатель пишет книги, а художник …
Зимой носим сапоги, а летом…
Самолет летит, а пароход …
На полках стоят книги, а в буфете …
Футболисты играют мячом, а хоккеисты…
На клумбе растут цветы, а на грядке …
Кто знает больше всех?
Цель: развитие интеллектуальных способностей, способностей к классификации и обобщению.
     Взрослый предлагает детям к одному из понятий( мебель, овощи, продукты, фрукты, цветы, одежда, города, реки, транспорт, страны) подобрать слова, к нему относящиеся. Например: к понятию «мебель» - стул, шкаф, полка, диван, стол…
    Побеждает тот, кто сможет к какому-либо понятию правильно назвать как можно больше слов. Один ребенок называет предметы, остальные считают, сколько он назвал.
Что можно с этим делать?
Цель: развитие мышления и сообразительности.
    Взрослый называет ребенку предмет и просит найти как можно больше вариантов его использования.
    Например, можно назвать слово «газета». Ребенок может предложить следующие варианты: сделать подзорную трубу, смастерить пилотку, сложить кораблик…
     В эту игру можно играть с группой детей: победит тот, кто назовет наибольшее количество вариантов использования предметов.
     Примерный набор слов для игры: веревка, кубик, палочка, мячик…
Загадочное слово
Цель: развитие скорости мышления, расширение словарного запаса.
     Дети сидят по кругу. Ведущий(взрослый) объясняет правила игры: «Сейчас я буду называть слово, но не целиком, а только первый слог. А вы должны отгадать, какое слово я хочу сказать». Слово «не отгадывается» до тех пор, пока дети не назовут все возможные варианты слов. Например, взрослый произносит первый слог: «Се». Дети предлагают варианты слов «сено», «село», «селезень» и т.д.
     Примерный набор слогов: па, ло, до, но, за, ре, жи, мы.




Комментариев нет:

Отправить комментарий