вторник, 26 февраля 2019 г.

Развитие познавательной сферы психики детей

Внимание
  1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
  2. Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.д.
  3. Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка  зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о».
  4. Используйте дидактические игры  с четко выраженными правилами.
  5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнить постройки из конструкторов, рисунки , орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
  6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
  7. Предлагайте детям:
  • повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
  • неоконченные фразы, которые нужно закончить;
  • вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
  1. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
  2. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одной деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.д.
  3. Периодическое переключение с одного  вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.
Память
  1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы ( особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
  2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
  3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
  • анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
  • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
  • классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
  • устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
  1. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
Мышление. Речь
     Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение , классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
  1. Включайте в занятия задания на:
  • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
  • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
  • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного  общим признаком с остальными;
  • складывание целого из частей(разрезные картинки);
  • последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
  • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
  • задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
  1. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
  2. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.
  3. В целях развития речи:
  • после чтения вслух сказок, рассказов попросите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
  • развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
  • упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
  • учите детей доказывать свое мнение , выражать его.
На занятиях должен звучать не монолог воспитателя, а диалог с ребенком или группой детей.
Мелкая моторика.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
  • разминать пальцами пластилин;
  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
  • двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит(упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
  • показывать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее – три, четыре, пять;
  • показывать только один большой палец отдельно;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  •  кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
  • собирать все пальчики в щепотку(пальчики собрались вместе – разбежались);
  • нанизывать пуговицы, бусины, шарики на нитку;
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец(получается колечко или спираль);
  • завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.



Комментариев нет:

Отправить комментарий