Внимание
- В
каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко
представленные в литературе для педагогов и родителей.
- Включайте
в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения:
нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку
и т.д.
- Почаще
предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания,
следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц
зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание
постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в
кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о».
- Используйте
дидактические игры с четко
выраженными правилами.
- Регулярно
включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному
плану действий: можно выполнить постройки из конструкторов, рисунки ,
орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с
помощью схемы.
- Тренируйте
детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному
вами.
- Предлагайте
детям:
- повторять
слова, цифры, предложения, сказанные вами;
- неоконченные
фразы, которые нужно закончить;
- вопросы,
на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще
отвечать на них.
- Учите
сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы,
находить и исправлять ошибки.
- На
уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одной
деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью
двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать
действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к
другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.д.
- Периодическое
переключение с одного вида работы
на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная
деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход
сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет
способствовать организации их внимания.
Память
- При
объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте
словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или
явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (
особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
- К
детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим
индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы
чувств (зрение, обоняние, осязание).
- Для
улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного
запоминания и припоминания, умения:
- анализировать,
выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и
явления между собой, находить в них сходства и различия;
- осуществлять
обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
- классифицировать
предметы и явления на основе обобщения;
- устанавливать
смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и
окружающими предметами.
- Включайте
игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
Мышление. Речь
Мыслительный процесс состоит из ряда
операций. Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия,
сравнение, обобщение , классификация. Чаще всего многие из них не осознаются.
Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо
выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
- Включайте
в занятия задания на:
- сравнение
пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
- классификацию,
обобщение различных предметов по общим признакам;
- нахождение
«лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
- складывание
целого из частей(разрезные картинки);
- последовательное
раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
- осознание
закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
- задания
на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
- Занятия
по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только
включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но
и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать,
воображать.
- Расширяйте
кругозор детей, их основные представления о природных, социальных
явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними
прочитанные книги, анализируя поведение людей.
- В
целях развития речи:
- после
чтения вслух сказок, рассказов попросите детей пересказать услышанное,
ответить на вопросы, задать свои;
- развивайте
у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной
теме;
- упражняйте
детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
- учите
детей доказывать свое мнение , выражать его.
На занятиях должен
звучать не монолог воспитателя, а диалог с ребенком или группой детей.
Мелкая моторика.
Развитие мелкой моторики находится в тесной
связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать
какие-либо упражнения:
- катать
по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
- разминать
пальцами пластилин;
- запускать
пальцами мелкие волчки;
- сжимать
и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок –
бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул –
закрылся, спрятался);
- делать
мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может
просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя
пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно,
как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит(упражнение
проводится сначала правой, а потом левой рукой);
- показывать
отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и
средний, далее – три, четыре, пять;
- показывать
только один большой палец отдельно;
- барабанить
всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать
в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать
в ладоши тихо и громко в разном темпе;
- собирать
все пальчики в щепотку(пальчики собрались вместе – разбежались);
- нанизывать
пуговицы, бусины, шарики на нитку;
- наматывать
тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный
палец(получается колечко или спираль);
- завязывать
узлы на толстой веревке, шнуре;
- застегивать
пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить
механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды
деятельности, как изобразительная, конструктивная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий