вторник, 26 марта 2019 г.

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы детей с нарушениями зрения

Сказка на фланелеграфе
Эмоционально-коммуникативное развитие личности ребенка – основа его благополучия и успешной социальной адаптации.
Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоций способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Нарушения зрения значительно сужают сферу чувственного познания, влияют на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности. Несформированность эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения проявляется на разных уровнях:
Ø      поведенческом – в нарушении умений управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
Ø      социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированность мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
Ø      коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать, согласно ситуации, состояние и чувства собеседника.
Ø      интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей.
Коммуникативная деятельность предполагает использование различных выразительных средств общения, от которых зависит полноценное развитие эмоциональной, социальной, коммуникативной адаптации детей с нарушениями зрения.
Дошкольник с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера.
Общение детей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности, в то, время как нормально видящие дети активно совершенствуют коммуникативную деятельность в практическом и «теоретическом» сотрудничестве со взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации.
Возникающие сложности социализации детей с нарушениями зрения корректируется педагогами через формирование нравственных убеждений и суждений, преобразование накопленного обществом социального опыта в опыт ребенка с нарушениями зрения. Игра отображает тот уровень знаний и представлений об окружающей действительности, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением.
Огромное значение для получения новых знаний и обогащения представлений имеют театрализованные игры. Согласно классификации Н.А. Реуцкой театрализованные игры разделают в зависимости от художественного оформления игрового процесса, и выделяются: игры-драматизации, игры с настольным театром, игры на фланелеграфе, теневой театр, театр бибабо, игры с марионетками
Поэтому, в своей коррекционно-развивающей работа по эмоционально-коммуникативному развитию детей с нарушениями зрения я использую сказкотерапию. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, побуждает их к речевому контакту, но и помогает им побороть свои страхи, негативные черты личности, развивает личность, при необходимости корректирует поведение.
В процессе занятий мы используем и настольный театр, и пальчиковый театр, а также проигрываем сказки в песочнице. Сегодня я бы хотела показать вам Сказку на фланелеграфе. Игра на фланелеграфе способствует развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональности, коммуникабельности, умению прислушиваться к окружающим, «слышать» окружающих. Пособия для фланелеграфа были изготовлены объемными, что позволяет дополнительно развивать тактильную чувствительность детей, а также формировать сенсорные эталоны.  
Заранее я знакомлю ребят с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость, брезгливость, прослушиваем музыкальные произведения без предъявления видеоряда. проводим психологических игры и упражнений.
До проведения сказкотерапии с готовой сказкой (художественной сказкой) дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста.
Большое внимание следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению  организма, следовательно, снятию эмоционального напряжения.
Немаловажную роль имеет психогимнастика. Использование данного метода побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела
Структура занятия:
- ритуал «входа в сказку»
 (создание настроя на совместную работу)
- повторение (психогимнастические этюды, психогимнастика)
- знакомство с новой темой.
- обсуждение главного героя.
- закрепление нового опыта
- итог занятия
- ритуал «выхода из сказки»
Ожидаемый результат
Ø                развитие интегративных качеств личности дошкольников
Ø      умение понимать и принимать свое эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение саморегуляции
Ø                формирование социальных навыков
Ø                совершенствование волевых качеств
Ø       снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений у воспитанников
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети  часто идентифицирую себя с животными, легко перевоплощаются в них.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки
В сказках нет прямых нравоучений. Иначе ребенок будет стремиться делать все иначе, наперекор здравому смыслу (Зинкевич-Евстигнеева, 1998). В сказке «Три поросенка»  самым привлекательным персонажем является старший поросенко: умеет веселиться, построить дом, приютить друзей, отстоять свою и чужую жизнь. Он гибко соотносит принцип удовольствия с принципом реальности, представляя своим поведением, мироощущением абсолютно социально адапатированное существо, к тому же с творческим началом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий