Сказка на фланелеграфе
Эмоционально-коммуникативное
развитие личности ребенка – основа его благополучия и успешной социальной
адаптации.
Формирование
эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности
ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоций способствует вся
та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Нарушения зрения значительно сужают сферу чувственного познания, влияют на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности. Несформированность эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения проявляется на разных уровнях:
Нарушения зрения значительно сужают сферу чувственного познания, влияют на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности. Несформированность эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения проявляется на разных уровнях:
Ø
поведенческом – в нарушении умений управлять
своими эмоциями и адекватно выражать их;
Ø
социальном – в виде нарушений эмоциональных
контактов, низкого уровня сформированность мотивов установления и сохранения
положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
Ø
коммуникативном – в виде несформированности умений
устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и
адекватно оценивать, согласно ситуации, состояние и чувства собеседника.
Ø
интеллектуальном – в виде неумения различать и
определять эмоции и эмоциональные состояния людей.
Коммуникативная
деятельность предполагает использование различных выразительных средств общения,
от которых зависит полноценное развитие эмоциональной, социальной, коммуникативной
адаптации детей с нарушениями зрения.
Дошкольник с
нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей
степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не
используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты,
мимику, редко улавливают изменение настроения партнера.
Общение детей
с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности, в то,
время как нормально видящие дети активно совершенствуют коммуникативную
деятельность в практическом и «теоретическом» сотрудничестве со взрослым через
развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации.
Возникающие
сложности социализации детей с нарушениями зрения корректируется педагогами
через формирование нравственных убеждений и суждений, преобразование
накопленного обществом социального опыта в опыт ребенка с нарушениями зрения. Игра
отображает тот уровень знаний и представлений об окружающей действительности,
которые сложились у ребенка с нарушенным зрением.
Огромное значение
для получения новых знаний и обогащения представлений имеют театрализованные
игры. Согласно классификации Н.А. Реуцкой театрализованные игры разделают в
зависимости от художественного оформления игрового процесса, и выделяются:
игры-драматизации, игры с настольным театром, игры на фланелеграфе, теневой
театр, театр бибабо, игры с марионетками
Поэтому, в
своей коррекционно-развивающей работа по эмоционально-коммуникативному развитию
детей с нарушениями зрения я использую сказкотерапию. Сказка не только учит детей
переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, побуждает их к речевому
контакту, но и помогает им побороть свои страхи, негативные черты личности,
развивает личность, при необходимости корректирует поведение.
В процессе
занятий мы используем и настольный театр, и пальчиковый театр, а также проигрываем
сказки в песочнице. Сегодня я бы хотела показать вам Сказку на фланелеграфе. Игра
на фланелеграфе способствует развитию психических процессов и различных качеств
личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональности,
коммуникабельности, умению прислушиваться к окружающим, «слышать» окружающих.
Пособия для фланелеграфа были изготовлены объемными, что позволяет
дополнительно развивать тактильную чувствительность детей, а также формировать
сенсорные эталоны.
Заранее я
знакомлю ребят с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость, брезгливость,
прослушиваем музыкальные произведения без предъявления видеоряда. проводим
психологических игры и упражнений.
До проведения
сказкотерапии с готовой сказкой (художественной сказкой) дети знакомятся со
сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста.
Большое внимание
следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного
выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному
расслаблению организма, следовательно,
снятию эмоционального напряжения.
Немаловажную
роль имеет психогимнастика. Использование данного метода побуждает к
выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному
снятию напряжения и расслаблению мышц тела
Структура
занятия:
- ритуал
«входа в сказку»
(создание настроя на совместную работу)
- повторение
(психогимнастические этюды, психогимнастика)
- знакомство с
новой темой.
- обсуждение
главного героя.
- закрепление
нового опыта
- итог занятия
- ритуал
«выхода из сказки»
Ожидаемый
результат
Ø
развитие интегративных качеств личности
дошкольников
Ø умение понимать и принимать свое эмоциональное
состояние, свое и окружающих, приобретение саморегуляции
Ø
формирование социальных навыков
Ø
совершенствование волевых качеств
Ø снижение уровня негативных эмоционально-личностных
проявлений у воспитанников
Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и
животных. В этом возрасте дети часто
идентифицирую себя с животными, легко перевоплощаются в них.
Начиная с 5
лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами:
принцами, царевнами и пр.
Примерно с 5-6
лет ребенок предпочитает волшебные сказки
В сказках нет
прямых нравоучений. Иначе ребенок будет стремиться делать все иначе, наперекор
здравому смыслу (Зинкевич-Евстигнеева, 1998). В сказке «Три поросенка» самым привлекательным персонажем является
старший поросенко: умеет веселиться, построить дом, приютить друзей, отстоять
свою и чужую жизнь. Он гибко соотносит принцип удовольствия с принципом
реальности, представляя своим поведением, мироощущением абсолютно социально
адапатированное существо, к тому же с творческим началом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий