Как и за что хвалить ребенка?
Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает воспитателю только что выполненный рисунок и спрашивает:
«Красиво?» Возможно, он чувствует себя не защищенным или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или...
Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так, чаще всего, мы и поступаем. Так, чаще всего, поступать и не стоит.
Как быть?
Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.
Воспитатель (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты нарисовал вот здесь большой дом, из трубы идет густой дым, а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место...»
Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок «У меня здесь три окна — одно маме, второе папе, а это — для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую...» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.
Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.
Вам показалось, как всегда» слишком длинно?
-Используйте, иногда, короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».
Комментариев нет:
Отправить комментарий