четверг, 6 февраля 2020 г.

Синдром эмоционального (профессионального) выгорания

Синдром эмоционального (профессионального) выгорания

Эмоциональное выгорание – это профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми: учителей, соц.работников, психологов, врачей, журналистов. Особенно «выгорают» интроверты (глубокие переживания, снижение контактности). Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональному выгоранию подвержены чаще всего педагоги старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Иногда очень талантливые педагоги становятся профнепригодными по этой причине. Иногда такие люди уходят из образования, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В первом случае, вероятно, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологии, преподавания предмета, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние. У профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявлений состояний эмоционального выгорания вновь повышается.

Причины возникновения синдрома

Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Основная причина синдрома — это не­соответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Если для работника выполнять распоряжения начальника явля­ется делом чести, но он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоот­ношений с коллегами.

Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень само­стоятельности, определять способы и методы достиже­ния тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой админист­рации. Результат тотального контроля — возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу пережива­ется работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной во­влеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.

Причинами возникновения синдрома у педагогов являются:
- работа в большом педагогическом коллективе (практически все педагоги с высшим образованием, со сложным внутренним миром, с высоким уровнем индивидуализации, с высоким уровнем притязаний, со сложной структурой коллектива, где большинство женщины, где больше чувств, меньше рассудка, все решается больше по симпатии, чем по делу, повышенная эмоциональность, повышенная раздражительность).
обстоятельства работы:

- избыточность принудительных контактов (детский конвейер, администрация, коллеги), обязанность эти контакты соблюдать;

- публичность работы (на виду, нужно сдерживать свои эмоции, быть всегда в положительном настроении);

- фактор перегрузки (куча дел, столько мелочей, педсоветы, собрания, спешка, нехватка времени);

- воспитанники имеют много противоречий, дети с разными способностями, их почти 30 человек, как учитывать их индивидуальные способности, отсюда появляется неудовлетворенность работой даже у педагогов с призванием);

- педагог всегда учит, остается привычка мыслить оценочными суждениями. Привычка учить всех в жизни остается (дома, с соседями, друзьями). Говорит в основном в монологе, поэтому снижается способность к диалогу, появляется неумение слушать и слышать других. Педагоги начинают очень подробно объяснять пустяки ( во взрослом общении не надо так объяснять), повторять все 2-3 раза

Годы работы, количество опыта, но…появляются свои недостатки: снижается уровень эмпатии, появляется привычка быть правым, иллюзия «всезнания», сужается тактичность, с возрастом педагог становится более конфликтным (происходит невротизация), незначительный импульс может вызвать бурную реакцию, появляется повышенная требовательность к окружающим.

По мере набирания опыта педагог становится менее гибким, невероятно инертным, его все больше раздражает необходимость выбора (например программы). Все это кажется лишним, ненужным, затрудняющим рабочий процесс. Ведь истина давно открыта…

Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоциональ­ного выгорания, большинство педагогов ста­вят на первое место начало своей деятельности пос­ле отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно пе­дагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмо­ционального выгорания — адаптационная, помога­ющая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

В качестве другой причины педагоги выделяют ситу­ации эмоционально неадекватного общения с участниками образовательного процесса, особенно с админи­страцией и родителями (ситуацию общения с родите­лями особенно часто выделяют педагоги детского сада и начальной школы). Причем если в первом случае состо­яние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния — защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряжен­ностью в деятельности.

Небольшой процент педагогов выделяют сле­дующие ситуации эмоционального выгорания: прове­дение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не полу­чено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.



Таким образом, в педагогической деятельности це­лесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личност­ный, коммуникативный и организационный. Педагоги отмечают, что эмоциональною выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и все­возможные психосоматические нарушения, неадекват­ное эмоциональное реагирование.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит 3 стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия:
Начинается приглушение эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает, что вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе.
Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношении с членами семьи.
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

Вторая стадия:
Возникают недоразумения с детьми, коллегами, человек в кругу своих коллег может с пренебрежительностью говорить о некоторых из них.
Начинают появляться вспышки раздражения, с трудом сдерживаемая антипатия.

Третья стадия:
Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Такой человек еще может сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, безразличие поселяется в его душе.
Наступает эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия, депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

Психофизиологические симптомы
Хроническая усталость (усталость не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна);
Ощущение эмоционального и физического истощения;
Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
Расстройства сна;
Частые беспричинные головные боли;

Социально-психологические симптомы
Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
Нервные срывы, вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя;
Постоянное переживание негативных эмоций без видимых причин;
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так»);
Чувство гиперответственности и постоянное чувство, что «не получится», «не справлюсь»;
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно не получится»).

Поведенческие симптомы
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
Человек заметно меняет свой рабочий режим ( увеличивает или сокращает время работы);
Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
Чувство бесполезности, неверие в лучшее, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
Дистанцированность от сотрудников, повышение неадекватной критичности;
Может быть злоупотребление алкоголем, курением.

Профилактика эмоционального выгорания

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но физическому здоровью людей. Вот что, к примеру, рекомендуют некоторые специалисты:
Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!
Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно).
Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов. Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

Что делать, если вы заметили первые признаки профессионального выгорания?
Прежде всего, признать, что эти признаки есть. Обычно люди стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе; «Я страдаю эмоциональным выгоранием». Тем более, что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела. Некоторые защищаются от своих собственных проблем при помощи ухода в активность, полностью отдают себя работе. Помощи другим. Это может принести временное облегчение, однако на некоторое время, ведь сверхактивность вредна, если отвлекает от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления. Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Осудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо. Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того, чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без родных и друзей.

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании

Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и дайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой.
Не стесняйтесь, если другие предлагают вам свою помощь или предоставляют вам шанс высказаться.
Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям, коллегам.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, если это возможно.

Если вы понимаете, что выгорание уже происходит и достигло глубоких стадий, помните, что вам необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой – такую сложную и болезненную работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом. Основа «психологического лечения» - помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя». Если человек пройдет через это, значит, он выйдет из-под контроля синдрома эмоционального выгорания и будет готов успешно жить и работать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий